Черный цвет в одежде в истории
Как появился черный цвет?
Улыбнитесь тому, кто скажет, что этой зимой в моде черный, белый или серый. Не то чтобы он в корне был не прав, но это высказывание в духе Капитана Очевидность - с умным видом утверждать то, что и так всем давным-давно известно. Ахроматические цвета всегда в моде, потому что черный, белый и серый загадочны, универсальны и практичны.
Пытаться написать историю черного цвета в моде - все равно что пытаться написать историю самой моды. Черный цвет носили во все времена, и отношение к нему всегда было особым. Одежда черного цвета имела свое символическое значение и специальное предназначение.
Черные красители для ткани были известны давным-давно, их делали из сажи, угля, жженых костей, перегнивших листьев растения вайды. Многие ткани окрашивали с помощью чернильных корней дуба, закрепляя цвет квасцами, но краска все равно линяла. В другие рецепты включали такие растения, как ольха, ежевика, таволга, и скорлупу грецкого ореха. Но эти ткани также быстро теряли цвет.
В XVI веке моду на черный цвет в придворных костюмах ввели испанцы. Исключительно фанатичная религиозность испанских королей и грандов, представителей высшей аристократии вытеснила яркие краски. Их костюмы напоминали монашеские рясы. Единственным отличием был роскошный плоеный воротник белоснежного цвета, создававший контраст и поддерживающий голову вельможи высоко поднятой.
За пристрастие к черному цвету испанцев в других странах прозвали воронами.
Вы удивитесь, но черная ткань оказалась невероятно сложной задачей для красильщиков. Проблема состояла в том. что не существовало подлинно черных красок. Часто приходилось окрашивать одежду в чанах с разными красителями - синим, красным и желтым - до тех пор, пока ткань не становилась черной. Однако это было дорого, так что требовалось найти другой способ. Решение было найдено только в XVII веке. Первые испанские суда, вернувшиеся из Нового Света, привезли кампешевое дерево, или кампеш, которое было хорошим ингредиентом для черной и красной красок. Народные названия этого дерева - синий сандал, черное бразильское дерево, сандальное дерево, вест-индское кровавое дерево. Его древесина имеет кроваво-красный цвет. На воздухе пигмент окисляется, и древесные опилки принимают сначала темно-фиолетовый, а затем темно-синеватый и почти черный цвет. Попадая в волу, они окрашивают ее подобно чернилам. Черная ткань ценилась высоко и стоила дорого. Оттенки смотрелись совершенно по-разному на тканях различных фактур, и «бесцветность» черного такие возможности для оптической игры, каких нет ни у одного, даже самого насыщенного цвета.
Портреты придворных дам в роскошных черных платьях прославили испанского художника XVII века Диего Веласкеса, который различал около 50 нюансов черного цвета.
Черный цвет в одежде в 19 столетии
Во второй половине XIX столетия появились новые технологии получения разных оттенков черного цвета, и черный текстиль стал более доступным и популярным.
В XIX веке, несмотря на то что появились анилиновые краски для тканей, европейцев постиг «великий отказ мужчин». Этот термин историки моды придумали, чтобы обозначить то удивительное превращение фанфарона в петушиных шелках и парче в сюртучного джентльмена в черно-белом. Викторианская эпоха расставила все точки над i в мужском костюме класса буржуа, превратив черный цвет в мужскую униформу. С тех пор требования к ледовому и официальному цвету костюма мало изменились.
На рубеже Х1Х-ХХ веков произошли серьезные социальные и политические преобразования. Черный цвет в одежде стал отражением внутреннего состояния. И это не было связано с модой. Первая мировая война сделала траур частью жизни почти каждой семьи. В обществе наступает период декаданса - эпоха упадничества, депрессии и спала. Жизнь прожигали в танцах до упаду, в сигаретном дыму, в пьяном и кокаиновом угаре. Неверие в светлое будущее, цинизм и мрачный скепсис пробудили увлеченность оккультизмом, мистикой, астрологией и предсказаниями, пророчащими скорый коней света. Один из модных образов того времени, драматический и пугающий, но вместе с тем впечатляющий, - образ женин вами в черных мрачных одеждах.
Черный цвет в одежде в 20 столетии
В 1926 году знаменитая Коко Шанель сделала черный цвет роскошно-модным, создав маленькое черное платье. Ее не интересовала мода на один сезон, ее интересовали вещи на века. Она знала: чем строже платье, тем дольше оно прослужит, - и предъявила его миру как наглядное доказательство женской предприимчивости, которая позволяет из ничего создать нечто.
Черный цвет в одежде в 50-е годы
В 1950-е модная среда с восторгом встретила черный цвет в творениях haute couture. Со страниц модных журналов не фотографии элегантных женщин в черных нарядах.
Черный цвет в одежде в 60-е годы
В 1960-е черная кожаная куртка Марлона Брандо положила начало новой тенденции. Молодежные течения, вначале возникавшие стихийно, постепенно обрастали своей идеологией, манерой повеления и одеждой, превращаясь в субкультуры. Черный цвет как знак протеста, синоним противопоставления себя обществу культивировался представителями андеграунда.
Черный цвет в одежде в 70-е годы
В 1970-х черный ассоциируется с модой на ретро, с ностальгией по эпохе и первыми женскими смокингами от Ива Сен-Лорана. Великий кутюрье сделал черный, до этого сугубо торжественный, цвет самым универсальным и заставил поверить, что он хорош для любого возраста и любой ситуации.
Черный цвет в одежде в 90-е годы
В девяностых черный превозносят художники и интеллектуалы. Моду накрыла волна моделей японских дизайнеров. Женщины-фантомы в черных бесформенных одеждах стали предвестниками стиля гран. Черный становится цветом минимализма и нового гламура.
Но 1990-е закончились. С ними распрощались с явным удовольствием. На подиуме нового века всем захотелось веселья и яркого цвета. Но вернувшийся в высокую молу в третьем тысячелетии черный полностью оправдал свою репутацию универсального цвета. В коллекциях дизайнеров XXI века черный многогранен: изысканно-элегантный, минималистский, графичный, скромный, функциональный, роскошный, интеллектуальный, aгресивный. фривольный...
Молодежные субкультуры, интеллектуальная и концептуальная мода уделяют большое внимание интересным конструктивным решениям в одежде и аксессуарах. Черный цвет в одежде идеален для экспериментов. Вы даже не представляете, каким стильным, модным, изысканным может быть черный total look. Это уже не одно десятилетие доказывают самые передовые дизайнеры - бельгийские, британские, шведские.